Болевые точки управления персоналом в логистике

Болевые точки управления персоналом в логистике

Болевые точки управления персоналом в логистике

Евгений Никушин рассказал на Конференции XIX Всеукраинский День Логиста о «болевых точках» в управлении персоналом в логистике, и предложил к рассмотрению некоторые пути выхода из ситуации оттока трудоспособного населения.

Евгений отметил, что с каждым годом увеличивается количество трудовых мигрантов, большинство из них уезжает в европейские страны, а также в США и Израиль. 70% выезжающих — это мужчины, из них 26% в возрасте 40-49 лет, то есть, это люди, которые в зрелом возрасте решаются на то, чтобы покинуть страну ради заработка.

— По статистическим данным, население Украины составляет на сегодняшний день 42 миллиона человек, из них 18 миллионов — это трудоспособное население, при этом два миллиона, а по некоторым источникам, около пяти миллионов человек находятся в трудовой эмиграции. То есть, по сути, у нас остается около 13 миллионов трудоспособного населения. И такая ситуация складывается на фоне тенденции к снижению численности населения.

Наверное, уже каждая компания столкнулась с дефицитом кадров.

По одному из рейтингов, Украина занимает 222 место из 226 по естественному приросту населения. По прогнозам, уже в ближайшем будущем нас будет 36 миллионов человек.

Я немного удивился, когда искал информацию, готовился к докладу, тому, что в странах, так называемого « третьего мира » самый высокий прирост населения. Украину по ситуации, сложившейся в экономике, можно отнести к странам «третьего мира», но при этом у нас парадоксально низкая рождаемость.

Какие страны предпочитают наши соотечественники для трудовой миграции?

Количество людей, уезжающих в Россию, значительно уменьшается. Люди, в основном, едут на Запад (Европа), многие едут на Север (Финляндия), а также достаточное количество людей, едут в Израиль. Конечно, Польша наиболее дружественна к нашим гражданам. С одной стороны Польша ужесточает свои законодательные аспекты по отношению к нашим трудовым иммигрантам, желающим работать у них в стране, но с другой стороны, Польша не останавливает поток «заробитчан», а наоборот поощряет. Поэтому тенденции уменьшения миграционных потоков на рынке труда нам не стоит ожидать. Часть людей уезжают работать в Казахстан, и туда едут не низкоквалифицированные рабочие, а именно специалисты, имеющие опыт в какой-либо сфере, в том числе в логистике.

Интересная статистика — 43% людей уезжают на работу за границу на 1-3 месяца, но 2/3 человек выезжают на регулярной основе. То есть, те, кто один раз попробовал работать за рубежом, стараются найти заграницей постоянное место работы. Более того, один человек, успешно трудоустроившийся за рубежом, перетягивает за собой еще своих знакомых и родственников.

Еще интересные моменты из статистики — если раньше мы говорили о том, что в основном выезжали из страны западные украинцы, то статистика последних лет говорит о том, что в Европу начинают уезжать и жители наших восточных областей.

Кто выезжает?  70% — это мужчины, большинство из них жители сельской местности, а также 26% из них в возрасте 40-49 лет, то есть, это зрелые люди, не молодежь. Это люди, которые в зрелом возрасте решаются на то, чтобы ехать на чужбину и зарабатывать больший доход. 75% выезжают по знакомству, то есть не по вакансиям в объявлениях, а в большинстве случаев доверяют опыту знакомых и родственников.

Сколько там платят? Чем дальше на запад, тем цифры выше. Например, в Америке дальнобойщикам предлагают заработную плату, соразмерную 200 000 гривен. Для заробитчан в Европе — 1500-2000 евро, это вполне реальный заработок.

Как там нашим?

На примере Польши могу предоставить следующую информацию:

  • 60% ездят регулярно на заработки;
  • 6-30% составляет часть заробитчан с Востока Украины;
  • заработная плата составляет 800-1000 евро в месяц;
  • 1/3 дохода уходит на жизнь;
  • обеспечение жильем и питанием со стороны работодателя уже не редкость. Дело в том, что в Польше тоже наблюдается дефицит персонала, их рабочие кадры уезжаюет дальше на Запад;
  • многие рассматривают Польшу, как плацдарм для подготовки к «походу» на Запад, потому что в соседних странах, в той же Германии, более интересные предложения по заработной плате;
  • 20% людей, готовы на все, чтобы выехать. Им все равно, легальная работа или нет.

Как трудовая миграция влияет на ситуацию в Украине?

  • 10% ВВП 2017 года составили перечисления заробитчан. Эта цифра выше, чем зарубежные инвестиции в экономику Украины;
  • наблюдается дефицит трудоспособного населения;
  • растет текучесть персонала.

Что дальше?

  • тренд оттока трудоспособного населения сохранится;
  • будет повышаться заработная плата. Если мы раньше рассматривали уровень заработной платы в сфере логистики только внутри страны, то теперь рынок расширился, возможности наших граждан стали гораздо шире, и теперь конкурентами стали работодатели в ближайших странах, куда наши специалисты имеют возможность выехать. Примерная экспертная оценка — заработная плата в Украине должна составить около 16000 гривен для того, чтобы каким-то образом остановить поток наших граждан на заработки заграницу.

Что делать?

Если у кого-то нет внедренных систем мотивации труда, справедливой оценки оплаты труда, то пришло время это сделать. Из моего опыта внедрения, только измерение показателей работы персонала в логистике склада или транспорта, уже дает 5-10% повышения эффективности труда. А внедрение дополнительных систем сдельной оплаты труда за выполненную работу и по результатам, дает еще повышение эффективности труда на 30% примерно, в зависимости от степени состояния дел в коллективе на момент начала внедрения стимулирования через оплату труда.

Изменение программ адаптации персонала.

Если раньше на открытую вакансию приходил человек, ему просто показывали его рабочее место, то сейчас мы прилагаем все усилия для того, чтобы новый сотрудник остался у нас работать, обучаем, передаем опыт.

Пересмотр условий труда. В том числе и уровня заработной платы, а также и прочих условий труда — спецодежда, питание, доставка на работу. Это важно, потому что, например, статья транспортных расходов в домашнем бюджете достаточно весомая для многих сотрудников.

Нельзя оценивать привлекательность вакансий по одинаковой заработной плате. Потому что 10000 гривен на одном предприятии и на другом, — это абсолютно разные 10000 гривен с точки зрения восприятия работника. Множество факторов влияет на выбор работы, таких, как я уже отметил, спецодежда, питание, трансфер и прочее.

Еще один интересный момент, что очень большую долю в сравнении вакансий с одинаковой заработной платой занимает атмосфера в коллективе, это один из самых ключевых моментов — отношения с руководителем и отношения с другими членами коллектива. Поэтому где-то сотрудник с зарплатой в 8000 гривен будет работать и держаться этого рабочего места, а где-то 14000 гривен будет мало из-за неблагоприятной атмосферы в коллективе.

К чему мы еще приходим?

Многие уже попробовали привлекать людей из глубинки на работу вахтовым методом. Организовываются рабочие смены и отдых в общежитии, уже многие компании имеют подобный опыт, как один из выходов из создавшейся ситуации.

В заключение своего выступления, хочу привести цитату Конфуция: «Того, кто не задумывается о далеких трудностях, непременно поджидают близкие неприятности» . Так что, будем готовиться!

Источник: trademaster.ua

Более детально с управлением персоналом в логистике вы можете ознакомиться уже 27 октября на тренинге Евгения "Мотивация в логистике"

См. также